Вопросы по истории средних век

  1. С чем был связан «Хамаданский поход» Шамседдина Эльдениза и как вы оцениваете этот поход?
  2. В чем была политическая дальновидность Атабека Мухаммеда Джахан Пехлевана? Почему он назначил своего брата Гызыл Арслана наместником Азербайджана и Аррана?
  3. Почему,заключение Атабеком Мухаммедом Джахан Пехлеваном Ахлатского соглашения считается его последней дипломатической победой? Обоснуйте свою мысль.
  4. Почему мы считаем существование Эльденизид-ского императорства прогрессивным событием?
  5. Почему Шамседдин Эльдениз, будучи правителем государства Атабеков, управлял еще и Иракским Сельджукским султанатом?
  6. В чем сходство Мухаммеда Джахан Пехлевана с Шамседдином Эль-денизом?
  7. Покажите управление императорством Эльденизидов в виде схемы.
  8. Почему образование Великого Сельджукского государства оценивается как очень важное событие в истории Ближнего и Среднего Востока? Обоснуйте свою мысль.
  9. Определите факторы, влияющие на развитие торгово-экономических отношений в сельджукский период.
  10. Почему Великое Сельджукское императорство не превратилось в централизованное государство? Определите причины ослабления императорства.
  11. Проследите по карте направления походов сельджуков и укажите завоеванные ими территории.
  12. Почему европейские государства пришли на помощь Византии?
  13. Укажите причины поражения византийской армии в Малазгирдской битве.
  14. Почему Малазгирдское сражение оценивается как перелом в мировой истории?
  15. Покажите на карте города, ставшие столицами Сельджукского императорства.
  16. Перечислите в хронологической последовательности султанов Великого Сельджукского императорства.
  17. Покажите на карте независимые государства, созданные в результате распада Великого Сельджукского императорства.
  18. Какой фактор сыграл большую роль во всей последующей истории Ближнего и Среднего Востока?
  19. Сравните условия образования Делийского султаната с условиями образо­вания Великого Сельджукского императорства, укажите их сходства и различия.
  20. Расскажите о государственном устройстве и управлении Делийского султаната.
  21. Каковы были результаты мер, принятых султаном Алааддином?
  22. Перечисли­те причины ослабления Делийского султаната.
  23. Какие факторы создали условия для захвата Индии тюркскими племенами?
  24. Укажите на карте направление по­ходов монголов.
  25. Сравните упадок города Дели с упадком города Барды. Опре­делите сходные черты.
  26. Какую цель преследовали реформы султана Фируза?  Почему он не смог сохранить целостность Делийского султаната?
  27. Покажите на карте территории, на которых жили монголы.
  28. Когда мог раз­виваться феодализм у кочевых народов?
  29. В чем заключалась роль Чингиз хана в образовании Монгольского государства?
  30. Какую цель преследовал Чингиз хан при создании свода законов, называемого «Великая Яса»?
  31. Что послужило поводом для похода монголов в Центральную Азию?
  32. Укажите причины, вслед­ствие которых монголы не смогли завоевать страны Восточной Европы.
  33. Пере­числите основные особенности военной тактики и стратегии Чингиз хана.
  34. Какую роль сыграл Китай в военно-политическом укреплении Монгольского импера­торства?
  35. В чем была ошибка Хорезмшаха Алааддина Мухаммеда?
  36. Покажи­те на карте основные направления монгольских походов.
  37. Покажите на карте территории, на которых были расположены монгольские улусы.
  38. Сравните причины ослабления и. распада Монгольской империи и Великой Сельджукской империи, определите схожие и отличительные черты.
  39. Какими были результа­ты монгольских завоеваний?
  40. Запишите эти термины и понятия в свою тет­радь и объясните их значение: курултай, нойон, бахадыр, орда, тумен, туменбашы, «Великая Яса», военная демократия.
  41. Какие территории входили в состав государства Хулагуидов?
  42. Каков ре­зультат религиозной политики первых эльханов?
  43. Когда были созданы первые че­тыре монгольских улуса?
  44. По какой причине кочевые феодалы не могли выступить против центральной власти?
  45. Каковы были результаты ослабления центральной влас­ти к концу правления Абаги хана?
  46. Расскажите о результате религиозной реформы Газан хана.
  47. На основании изученного вами материала из истории Азербайджана расскажите о проведенных Газан ханом реформах.
  48. Интересы какого слоя насе­ления защищали реформы Газан хана?
  49. В чем была причина распада государства Хулагуидов?
  50. Опишите управление государством Эльханов (Хулагуидов) в виде схемы.
  51. Почему применение бумажных денег не дало желаемого результата?
  52. Расскажите о дипломатических связях и внешней политике императорства Аккоюнлу. Выскажите свое отношение к этим связям.
  53. Определите причины установления Узун Гасаном широких дипломатических связей с западными госу­дарствами. Укажите минимум три причины.
  54. Почему война между Аккоюнлинским и Османским императорствами считается результатом коварной политики Запада? Обоснуйте свою мысль.
  55. Почему государство Каракоюнлу считается им­ператорством?
  56. Проследите по карте расширение территорий императорств Ка­ракоюнлу и Аккоюнлу. 
  57. Укажите на карте страны, с которыми императорство Аккоюнлу поддерживало дипломатические отношения.
  58. Какое значение имело Гараманское бекство для государства Аккоюнлу? 
  59. Укажите причины изменения своих планов Узун Гасаном.
  60. Какие важные исторические результаты имела аккоюнлинско-османская война?
  61. Вследствие какого события образовалась Золотая Орда?
  62. Какие террито­рии были включены в состав Золотой Орды? Можно ли русские земли считать территорией государства Золотой Орды?

  63. Расскажите о развитии феодальных отношений в Золотой Орде. Сравните тот период с периодом, когда Азербайджан находился в составе государства Эльханов. Определите отличительные и сходные особенности.

  64. Определите факторы, влияющие на принятие исламской религии.

  65. Перечислите причины распада Золотой Орды.

  66. Покажите на карте террито­рии, охватываемые государством Золотая Орда.

  67. Верно ли характеризовать Золотую Орду как тюркское государство? Обоснуйте свою мысль.

  68. Сравните причины ослабления Делийского султаната и Золотой Орды. Укажите отличи­тельные и сходные черты.

  69. Какое событие произошло в Азербайджане в тот год, когда Тохтамыш хан захватил Москву?

  70. Какие ханства были образованы на отделившихся в XV веке от Золотой Орды территориях?

  71. Объясните сущность события, называемого «Стояние на Угре».

  72. Почему «Стояние на Угре» завер­шилось неудачей Ахмед хана?

  73. Охарактеризуйте территорию, границы, географическое положение Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств и покажите их на карте.
  74. Почему существование Казанского ханства беспокоило Московское княжество?
  75. С чем были связаны благоприятные торговые условия Казанского ханства?
  76. Почему снова обострились российско-казанские отношения?
  77. В чем была основная причина ослабления Казанского ханства к концу XV века?
  78. Чем объясняются торговые связи Астрахани с южными и восточными странами?
  79. Какие последствия имело вмешательство Османского государства в дела Крымского ханства?
  80. В чем было прогрессивное значение укрепления османско-крымских отношений?
  81. Когда была принята исламская религия как официальная среди сибирских тюрок? Каково было значение этого события?
  82. Каково было значение условий, принятых Менгли Гирей ханом от османов для Османского государства?
  83. Объясните сущность бойской (потомственной) аристократии.
  84. С чем было связано сохранение пережитков племенного строя в общественной жизни сибирских тюрок?
  85. Расскажите о развитии феодальных отношений на Кавказе в XI—XIII веках. Почему феодальные отношения быстрее развивались на Южном Кавказе по срав­нению с Северным Кавказом?
  86. Перечислите факты, свидетельствующие о том, что город Дабил и окрестные территории были азербайджанскими землями.
  87. Перечис­лите названия самостоятельных государств, существовавших на территории Кав­каза в XI—XIII веках. Подготовьте информацию о Дербендском эмирате.
  88. Какие меры осуществил Давид IV для нарушения тюркско-исламского единства на Южном Кавказе?
  89. Какую цель преследовал Давид IV, поднимая кыпчакско-тюркское население албанских земель против огузов?
  90. С чем был связан экономический и политический подъем Грузии в начале XIV века? 7. Расскажите о хозяйствен­ной деятельности народов Северного Кавказа.
  91. На основании знаний по истории Азербайджана сравните социально-экономическое развитие Южного Кавказа, в том числе Азербайджана.
  92. Покажите на карте территории, с которыми Северный Кав­каз поддерживал торговые связи.
  93. Определите причины поражения объединен­ных кыпчако-русских военных формирований во время битвы на Калке.
  94. Ка­кие еще государства, разделенные на улусы, вы знаете?
  95. Определите причины распада Киевского государства на отдельные самостоятельные княжества. Укажите минимум три причины.
  96. Определите причины политического подъема Москвы. Охарактеризуйте политику объединения, проведенную Иваном III.
  97. Кто были самыми .опасными противниками прибалтийских народов того периода, о котором идет речь? Какова была их цель?
  98. Расскажите о борьбе прибалтийских народов и Новгорода против немецких и шведских интервентов.
  99. Покажите на карте территории, населенные прибалтийскими народами.
  100. На основе карты-схемы расскажите о ходе Невской битвы.
  101. На основе карты-схемы расскажите о ходе Ледового побоища.
  102. В чем значение победы в Грюнвальской битве для народов Прибалтики?
  103. На основе карты-схемы расскажите о ходе Грюнвальдской битвы.
  104. Запишите в свои тетради эти термины и понятия и объясните их значение: Боярская республика, бояре, вече, посадник, Калита, «Юрьев день».
  105. В чем сходство в образовании Сельджукского императорства и Османского государства?
  106. Какие государства существовали на Балканском полуострове в XIV веке?
  107. В чем причина их ослабления?
  108. Вспомните время образования Византий­ской империи.
  109. Объясните ход битвы на Косове на основе карты-схемы.
  110. Рас­скажите о последствиях битвы на Косове.
  111. Какой битвой османы завершили за­воевание Болгарии?
  112. Объясните ход Нигбольской битвы на основе карты-схемы.
  113. Каковы причины, облегчающие завоевания османов?
  114. Определите причины противостояния Тимура с Баязидом.
  115. Какую цель преследовал эмир Тимур, разделив Османское государство между сыновьями Баязида I?
  116. Почему Анкарская битва считается трагедией всего тюркского мира? Обоснуйте свою мысль.
  117. На основе источников подготовьте информацию о тюркских бекствах, нахо­дящихся в Малой Азии.
  118. Расскажите о социально-экономическом и политическом положении Византийского императорства. Какими были последствия завоевания Константинополя?
  119. Опишите захват Константинополя на основе карты-схемы «Завоевание Константинополя».
  120. Покажите на карте территории, захваченные Мехметом II Завоевателем. Расскажите об условиях мирного договора, заключенного с Венецией.
  121. Сколько лет просуществовала Византийская империя?
  122. Расскажите о военных силах Османского императорства.
  123. Расскажите о системе управления Османского императорства в XIV—XV веках. Каков был административный строй территории империи во второй половине XV века?
  124. Расскажите о формах землевладения, существовавших в Османском императорстве.
  125. Какие виды налогов, сходные с налогом, называемым испенджа, вы знаете?
  126. Напишите эти термины и понятия в свои тетради и объясните их значения: акынчы, янычары, па-шалыг, санджаклык, тимар, зиямат, реая, ашар, испенджа.
  127. Укажите главные особенности, отличающие город от деревни в классическом феодализме. Почему это происходило?
  128. Правильны оба утверждения: цеха способствовали развитию ремесла и цеха задерживали рост промышленного производства в городе. В то же время одно противоречит другому. Объясните это противоречие.
  129. Объясните, почему ремесленники покидали феодальные имения?
  130. Сравните средневековые города Европы с городами Азербайджана этого периода. Определите сходные и различные черты.
  131. Какую цель преследовало принятие цехового устава?
  132. Как назывались ремесленные братства в Азербайджане?
  133. В немецком языке слово «бург» означает крепость, «фурт»— брод; в английском языке слово «форд» означает брод, «бридж»— мост, а слово «честер»— лагерь. Найдите на карте города с такими окончаниями и объясните, как они возникли.
  134. Что было основной причиной разделения христианской церкви?
  135. Какие страны приняли христианство от Византии?
  136.  Какие государства считались вас­салами римского папы в начале XIII века?
  137. Перечислите источники доходов ка­толической церкви в XI—XIII веках и опишите в виде схемы.
  138. Кого называли еретиками в Западной Европе в XI—XIII веках? Почему их защищала городская и деревенская беднота?
  139. Кто были участниками первого крестового похода?
  140. Определите причины крестовых походов.
  141. Какие территории крестоносцами были захвачены на Востоке?
  142. Сколько лет Константинополь находился под гне­том крестоносцев?
  143. Расскажите о последствиях крестовых походов для народов Ближнего Востока и Западной Европы.
  144. В чем причина перехода торгового первенства в Средиземном море в руки городов Северной Италии в XIII веке?
  145. Запишите в свои тетради следующие термины и понятия и объясните их зна­чения: католическая церковь, православная церковь, папа, патриарх, церков­ная десятина, индульгенция, инквизиция, еретик, крестоносец.
  146. Укажите причины объединения Франции. Какую роль сыграли изменения, происходившие в хозяйстве в результате этого объединения?
  147. Какие слои насе­ления были сторонниками создания централизованного государства? Объясните причины.
  148. Почему король Франции приглашал богатых горожан на заседания королевского совета?
  149. В чем была причина конфликта между Филиппом IV Кра­сивым и римским папой?
  150. Каковы были причины Столетней войны? Почему ко­роль Англии претендовал на престол Франции.
  151. Определите причины победы англичан в ходе войны. На основании схемы расскажите о ходе сражений при Креси и Пуатье.
  152. Каковы были причины поражения восстания «Жаков»? Какую из этих причин вы считаете самой главной?
  153. Каковы были последствия восста­ния «Жаков»?
  154. В чем было значение Реймского похода?
  155. Почему Карл Сме­лый не хотел создания централизованного государства во Франции?
  156. Каковы последствия создания централизованного государства во Франции?
  157. Каковы сходные причины создания централизованного государства во Фран­ции и Англии?
  158. Почему централизованное государство возникло в Англии рань­ше, чем во Франции?
  159. Чем английский парламент отличался от французских Генеральных штатов по своему устройству и правам? В чем они сходны между собой?
  160. При раздаче земель баронам Вильгельм Завоеватель давал эти земли не с одного места, а с разных графств. Подумайте, почему он так делал?
  161. За сколько лет до Генеральных штатов во Франции был созван парламент в Англии?
  162. Опре­делите причины восстания Уота Тайлера. Какие из этих причин сходны с причи­нами восстания «жаков»?
  163. Подумайте, в чем было главное отличие восстания Уота Тайлеров от восстания «жаков»?
  164. Сравните войну Алой и Белой розы с лю­бым событием, происшедшим в древнее время, укажите сходные черты.
  165. Прос­ледите на карте изменение территорий английских владений во Франции.
  166. Кто господствовал в Чехии в конце XIV—XV веке? Среди каких слоев на­селения имелось недовольство? Объясните причины этого недовольства.
  167. Поче­му Ян Гус критиковал церковь? Каковы были его требования? 
  168. Из каких слоев населения состояли табориты и умеренные? Выделите общие и отличительные черты в целях таборитов и умеренных.
  169. Какие новшества гуситы внесли в воен­ное дело? 
  170. Определите причины поражения гуситских войн. Укажите значение этих войн.
  171. Определите причины недовольства чешских рыцарей. 
  172. Какое еще событие произошло в Западной Европе в том году, когда Ян Гус был сожжен на костре?
  173. Чем отличалось восстание 1358 года во Франции от движения гуситов в Чехии по составу участников? 
  174. Почему, гуситы могли одерживать победы над войсками крестоносцев?
  175. Какое движение, известное вам из истории Азербай­джана, имеет сходство с гуситскими войнами? 
  176. Когда арабы совершили поход на Пиренейский полуостров? Как они отделились от арабского халифата?
  177. В чем сходство между походами крестоносцев на восточные страны и походами на Пиренейский полуостров?
  178. Расскажите о роли арабов в экономическом и культурном подъеме.
  179. Какие силы участвовали в движении Реконкисты?
  180. Как вы объясняете причины успехов Реконкисты?
  181. Какая территория осталась у арабов на Пиренейском полуострове в XIV веке?
  182. Какую роль сыграла Реконкиста в судьбе мусульман?
  183. Запишите в тетради следующие термины и понятия и выясните их значения: мавры, Андалусия, Реконкиста, кортесы, аутодафе.
  184. Составьте схему, отображающую хронологию завоевания мусульманских городов и областей.
  185. Какие еще государства образовались в XIII веке?
  186. Проследите ход Реконкисты по карте.
  187. Что способствовало обогащению итальянских городов?

  188. Как управляли коммуны городами?

  189. Еще какие феодальные республики из периода классичес­кого феодализма вам известны? Сравните их с городскими республиками Италии. Укажите отличительные и сходные черты. 

  190. Расскажите о восстании чомпи. Оп­ределите причины поражения этого восстания.

  191. Почему Венецию называли «ко­ролевой морей»? 

  192. Проследите по карте венецианско-азербайджанские торговые связи.

  193. С чем был связан прогресс текстильной промышленности Венеции в XV веке? 

  194. Запишите в тетради следующие термины и понятия и выясните их зна­чения: право коммуны, мануфактура, Синьория, «жирный народ», «тощий на­род», чомпи, вексель, чековая система.

  195. Почему европейцы прежде не могли плавать в дальних морях, а в XVI ве­ке это им удалось?

  196. С чем связано то, что ряд открытий и изобретений, сделан­ных на Востоке, были известны в Европе значительно позже в позднем средне­вековье?

  197. К каким последствиям привело изобретение доменных печей? 

  198. По­чему производство и распространение огнестрельного оружия считались перево­ротом в военном деле?

  199. Кто впервые изобрел компас?

  200. Что стало самым важным последствием развития мореходства и судостроения? 

  201. Почему способ тиснения не мог удовлетворять потребность в книге? 

  202. Кто впервые изобрел книгопечатание?

  203. Какие достижения на других материках были незнакомы народам Амери­ки? 
  204. Какие различия и сходства были в общественных строях майя, ацтеков, инков?
  205.  Какие общие особенности были у народов Америки в управлении госу­дарством? 
  206. На основе иллюстраций и карт, относящихся к тексту, составьте рассказ о жизни майя, ацтеков и инков.
  207. Преследовало ли доброжелательные цели открытие Колумбом новых земель? 
  208. С кем можно сравнивать инков по их военному занятию?
  209. Кто был тюркский ученый, впервые выдвинувший мысль о том, что Земля является шарообразной?
  210. Чем Индия привлекала европейцев?
  211. Каким событием были ускорены по­иски европейцами новых путей в Азию? 
  212. Как европейцы известили о своем при­бытии в Индию?
  213. С чезц было связано увеличение потребности в золоте в Евро­пе? Какая связь была между ним и торговлей? 
  214. Почему прибытие португальцев в Индию обеспокоило арабов? 
  215. Почему Кортес с малочисленной силой сумел победить ацтеков, хотя они были хорошими воинами? 
  216. Как в Америке возникла потребность в рабах? 
  217. Кто приходил на захваченные земли в первую очередь? Что было общего в их целях? 
  218. Почему Великие географические открытия счи­таются началом первых колониальных завоеваний?
  219. Какова была причина огораживания? К чему оно привело?
  220. Докажите, что и в сельском хозяйстве Англии было создано капиталистическое производ­ство и оно развивалось.
  221. В чью пользу, по-ващему, были «Законы о работни­ках»?
  222. Заполните таблицу сравнения «Капиталистическая мануфактура и ре­месленная мастерская».
  223. Почему в XVI веке морская торговля в Англии развивалась быстрыми тем­пами?
  224. К каким последствиям привела гибель «Непобедимой армады»?
  225. Пе­речислите источники богатств английской буржуазии. Докажите свою мысль фактами.
  226. 1. Перечислите источники богатства буржуазии во Франции.
  227. Какая имеет­ся связь между наживой богатства буржуазией и возникновением абсолютизма во Франции?
  228. В чем сходство в политике Людовика XI и Ришелье?
  229. Какие меры осуществил Ришелье для усиления центральной власти?
  230. Вспомните, какова была численность населения Англии? Во сколько раз больше этого было населе­ние Франции?
  231. Докажите, что король защищал интересы дворян.
  232. Что пре­пятствовало накоплению богатства буржуазией в Англии?
  233. Сравните источники богатства Франции и Англии, найдите общие и отличительные черты.
  234. Какие факты показывают возникновение капиталистического производст­ва в Германий в начале XVI века?
  235. Что такое реформация?
  236. Каких целей хо­тели добиться богатые горожане, князья, рыцари, крестьяне и горажане, когда они требовали реформацию церкви? Чем отличались от них широкие народные массы?
  237. Чем отличалась крестьянская воина в Германии от крестьянских войн в Англии и Франции в XIV веке.
  238. Почему была побеждена крестьянская война в Германии? Перечислите причины.
  239. Почему в некоторых странах Европы пос­ле создания там централизованных государств -могущество церкви было ослабле­но?
  240. В чем различие между взглядами Лютера и Яна Гуса?
  241. Чем отличалась по своим результатам крестьянская война в Германии от гуситских войн в Чехии.
  242. Как была создана протестантская церковь?
  243. Как управлялась кальвинист­ская церковь?
  244. Подумайте, какая связь была между ослаблением могущества католической церкви и ростом капиталистического производства?
  245. Какие меры осуществила католическая церковь для борьбы против реформации?
  246. Почему еще долгое время продолжались феодальные порядки в странах, где было побеж­дено реформаторское движение?
  247. Через сколько лёт после разделения христи­анской церкви на две части была создана протестантская церковь?
  248. Почему ос­лабло могущество католической церкви в XVI веке?
  249. Что мешало развитию капитализма в Германии и Нидерландах?
  250. Перечис­лите причины буржуазной революции в Нидерландах.
  251. Почему события 1566 года считаются началом буржуазной революции? Чем отличаются революция и восста­ние?
  252. Почему борьба против феодализма в Нидерландах соединялась с борьбой против испанского католического гнета?
  253. Почему Южные Нидерланды остались под властью Испании?
  254. Почему в Германии революционная борьба против феодаль­ного гнета закончилась поражением народа, а в Нидерландах— его победой?
  255. По­чему Амстердам стал центром мировой торговли?
  256. Заполните таблицу «Изменения в жизни Нидерландов, происходившие в результате буржуазной революции».
  257. Запишите в тетради названия следующих терминов, понятий и выясните их значения: лесные позы, морские гюзы, буржуазная республика.
  258. Какие территории подверглись завоеванию Россией в начале XVI века?
  259. Почему не удалось сохранить независимость государств Поволжья?
  260. Какова была цель Ивана IV в применении опричнины? Каковы были ее последствия?
  261. Какое значение имел для Российского государства захват Казанского и Астра­ханского ханств?
  262. Почему война за овладение прибалтийскими территориями была названа Ливонской?
  263. Какими были последствия Ливонской войны для России?
  264. Какова была цель Российского государства в укреплении Строгановых в военном отношении?
  265. По какой необходимости было создано государство Речи Посполитой?
  266. Каким путем российские господствующие круги стремились захватить польско-литовские земли
  267. Почему крах попытки захвата Россией польского трона считается победой дипломатии Османского государства?
  268. Каковы результаты военных операций, проведенных в 1514—1518 годах султаном Селимом I для Османского императорства?
  269. Чем закончились завоева­ния, проведенные Османским императорством при Сулеймане I
  270. Проследите по карте расширение территории Османского императорства.
  271. Перечислите завое­ванные шахом Исмаилом I территории в 1502—1509 годах и покажите их на кар­те.
  272. Какие отрицательные последствия имело укрепление португальцев в Пер­сидском заливе для торговых связей Азербайджана? 
  273. Что составляло основу стратегической политики западных государств против тюрко-исламского мира?
  274. В чем сходство битвы 732 года между арабами и франками при Пуатье с ре­зультатами осады Вены? 
  275. В результате каких событий были прекращены тор­говые связи азербайджанских купцов с Западом через моря? 
  276. В какой области шах Аббас I повторил ошибку Узун Гасана и шаха Исмаила?
  277. Укажите основные причины феодальной раздробленности в Индии. Какие независимые государства были в Индии? 
  278. В каких условиях было создано импе­раторство Великих Моголов? 
  279. Покажите на карте территории, на которых было расположено императорство Великих Моголов.
  280. Расскажите о реформах Акбар шаха. Какую роль сыграли эти реформы в укреплении императорства Моголов? 
  281. Расскажите о развитии торговли. Перечислите факторы, действовавшие на это развитие.
  282. Укажите причины ослабления императорства Великих Моголов.
  283. Ка­кие династии были у власти в Китае до начала монгольских завоеваний?
  284. По­чему маньчжурское господство укрепило феодальный строй в Китае? 
  285. Каковы были причины подъема хозяйства в Китае в ХV веке? 
  286. Каковы были причинно следственные связи между маньчжурскими завоеваниями, крестьянскими восста­ниями и падением династии Мин?
  287. С чем было связано развитие культур народов в описываемый период?
  288. Почему календарь Омара Хайяма считается более точным, чем христианский?
  289. Почему имя Улугбека внесено в карту Луны?
  290. С чем связано развитие науч­ных знаний, особенно географии, у тюркских народов в XVI—первой половине XVII вв.?
  291. В чем причина уделения внимания изучению Мирового океана ос­манскими султанами?
  292. Почему медресе «Низамийе» считается одним из первых университетов мира?
  293. Расскажите о вкладах тюркских ученых в развитие астрономии.
  294. Можно ли считать Улугбека энциклопедическим ученым своего времени? Обоснуйте свою мысль.
  295. В чем значение включения в карту мира Аме­риканского континента Пири Раисом?
  296. В чем была самая большая заслуга Махмуда Кашгари перед тюркским миром?
  297. Какого еще мастера, создавшего «Хамсе» после Низами Гянджеви, в азербайджанской и мировой литературе вы знаете?
  298. Расскажите о зодчестве времен Сельджукидов и Тимуридов.
  299. Перечислите факторы, которые делали необходимым развитие в Западной Европе просвещения и науки в XI—XV веках.
  300. В чем было отличие гуманистов от античных писателей?
  301. Какие научные взгляды в Западной Европе нанесли сокрушительный удар по религиозному учению церкви?
  302. Расскажите о роли ученых Востока в развитии науки Западной Европы.
  303. Охарактеризуйте главные достижения культуры народов Америки. Что в ней привлекло ваше внимание?
  304. Запишите в тетради названия следующих терминов и понятий и выясните их значения: университет, факультет, декан, ректор, романский стиль, готичес­кий стиль.
  305. Спустя сколько лет после медресе «Низамийе» был образован Бо­лонский университет
  306. Расскажите о роли культуры исламского Возрождения в развитии культуры в период классического феодализма в Западной Европе.
  307. С чем был связан интерес буржуазии к развитию науки и техники?
  308. Где впервые возникла культура Возрождения?
  309. В чем была характерная черта го­тического зодчества?
  310. Почему в средние века скульптура была неотделима от архитектуры?
  311. Учения каких тюркских ученых оказали большое влияние на взгляды Коперника?
  312. С чем был связан расцвет культуры России в XV веке?
  313. Почему жрецы майя могли предсказывать солнечные и лунные затмения?
  314. С чем был связан культурный подъем Индии в XIII—XV веках? Какие отрас­ли науки были развиты?
  315. Укажите факты развития культуры в Индии периода Великих Моголов. В результате чего развивалась историческая наука?
  316. В чем была причина развития миниатюрного искусства в Индии в период Великих Моголов?
  317. С чем было связано уделение специального внимания Великими Мо­голами зодчеству? Почему Тадж-Махал считают сокровищем Индии?
  318. В чем была причина быстрого развития географической науки в Китае в описываемый период
  319. Почему исторические романы возникли в Китае именно в XIII веке?
  320. Какие изобретения и открытия китайцев из раннего средневековья вам извест­ны?
  321. Какие успехи были достигнуты в развитии медицинской науки в Китае в описываемый период?
  322. С чем было связано развитие культуры Кавказа в дан­ный период?
  323. Какой факт свидетельствует о том, что Гандзасарский монастырь является памятником албанского зодчества?