Учение Аристотеля-душа и тела

Учение Аристотеля-душа и тела

Жизнь Аристотелем рассматривалась как проявление души; а душа присуща естественным телам — растениям и животным и у каждого тела своя душа. При этом он отмечал, что «из естественных тел одни наделены жизнью, другие — нет»; далее писал: «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью». Привлекательно его определение о понятии самой жизни: «Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом…». На наш взгляд, такое определение жизни в историческом плане не лишено интереса. с позиций биологии. Кроме растительной и животной души, Аристотель выделял и разумную душу.. Если растения обладают первой и простой — растительной душой, позволяющей им только воспроизведение и питание, то животным присуща также животная душа, способствующая и восприятию ощущений. Разумная душа дает возможность мышлению. Эта душа сложная и по мнению Аристотеля, присуща человеку и богу; причем человек обладает помимо этого растительной и животной душой. Растительная, и животная душа материальна, связана с телом, а разумная душа не связана с телом, нематериальная, следовательно, не является энтелехией тела. Ум, —указывал он, — не имеет своего органа; он вечный и божественный, а бог — наивысшая действительность — бестелесный, нематериальный. Аристотель необоснованно игнорировал взгляды своих предшественников о материальности умственной деятельности. Так, в сочинении «О священной болезни» из «Гиппократова сборника» эта мысль сформулирована довольно ясно: «…я утверждаю, — писал автор, — что истолкователь разумения есть мозг»  или «…я думаю, что мозг имеет весьма великую силу в человеке… глаза, уши, язык, руки и ноги выполняют все то, что одобрит мозг». Еще Алкмеон считал, что центром умственной деятельности является мозг. Даже у Платона мы читаем: «Голова являет собой самую чувствительную и самую разумную… часть…». Тем не менее Аристотель в этом вопросе занимал сугубо идеалистическую позицию.