Социально-экономическая жизнь Азербайджана в XVI — первой половине XVII веков

Социально-экономическая жизнь Азербайджана в XVI-XVI век

   Во главе государства стоял шах, обладавший неограниченной властью. При нем функционировал Высший совет из видных гызылбашских эмиров. Вторым человеком в государстве был векил — заместитель по духовным и светским делам. Из гызылбашских тюрков были сформированы военные отряды, называемые чарик, которые подчинялись горчубашчы. Визирь контролировал гражданские дела и бюджет, садр-духовные учреждения, казн возглавлял шариатский суд.
   Азербайджанское Сефевидское государство было поделено на беглярбекства, которые делились на магалы. Беглярбеки назначались из гызылбашской знати. В магалы назначались наибы, в деревни — кендхуды, в города — калантары. Возглавлявший городскую полицию дарга подчинялся калантару. В стране развивались сельское хозяйство, ремесло и торговля. Тебриз был знаменит как центр ковроткачества. Ковер, сотканный в 1522 году Гияседдином Джами, хранится теперь в Миланском музее. А сотканный в 1539 году в Тебризе ковер Шейх Сефи — жемчужина этого вида искусства — находится в Британском музее в Лондоне. Город Шамаха поставлял за границу шелк-сырец и шелковые ткани. Ардебиль был одним из крупнейших центров по изготовлению шерстяных тканей. Из фирмана Шаха Тахмасиба I от 1526 года видно, что здесь была крупная мастерская по изготовлению шерстяных шалей.
   Баку славился своим морским портом и своей нефтью. В самом крупном из городов — Тебризе проживало 300 тысяч человек. Гянджа была вторым по численности населения городом. Историк того времени Хандемир Тебризи называл Тебриз «самым благоустроенным городом на четвертой части мира», а Орудж бек Баят считал этот город «Столицей Востока». Тебриз славился шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными тканями, красильным делом. Но сефевидско-османские войны и перенос столицы в 1555 году в Казвин отрицательно сказались на развитии Тебриза.
   Город Ардебиль был духовным центром страны и располагался на международных торговых путях.
   В XVI веке все шелководство и торговля шелком сосредоточились в городах Шамаха и Ареш. В 1562 году между беглярбеком Ширвана Абдулла ханом и Английской московской компанией в лице А. Дженкинсона был заключен договор о торговле шелком.
   В это время в Азербайджане существовали следующие формы землевладения:
   Диван — государственные земли. Доходы с этих земель шли на содержание армии и государственного управления.
   Хасс — земли шахской династии. Доходы с этих земель шли на нужды династии Сефевидов и дворцовой челяди. Вся ардебильская область была хассэ Сефевидов.
   Мюльк — частная земля феодалов, передаваемая по наследству.
   Тийуль — условные земельные владения феодалов, получаемые за службу шаху, но с его позволения передававшиеся и по наследству.
   Вакуф — земельная собственность мусульманских религиозных учреждений.
Джамаат — земли крестьянской общины.
   В государстве Сефевидов среди феодалов только гызылбаши пользовались привилегиями.
В XVI веке население было обязано выплачивать и выполнять 35 видов налогов и повинностей. Налог малджахат составлял одну шестую часть урожая. Скотоводы платили чобанбейи за пользование пастбищем.
   Тахмасиб I в 1565 году отменил тамга примерно на сумму в 80 тысяч туманов, тем самым дав толчок развитию ремесла и торговли.
   Во второй половине XVI — первой половине XVII веков увеличение налогов привело к восстаниям. Восстание в 1571-1573 годах в Тебризе было подавлено, однако город все же был освобожден от налогов. Ширванское восстание 1615-1616 годов также было подавлено.