Рабовладельческие государства в Средней Азии

Рабовладельческие государства в Средней Азии

    В середине I тысячелетия до н. э. у населе­ния Средней Азии и Казахстана сложились две главные формы хозяйства: оседлое и ко­чевое, что было также типично для стран Востока. Оседлое хозяйство раньше всего утвердилось в районах древнейшего земледелия: в плодородных оазисах, орошавшихся водами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, в бас­сейне Зеравшана и на побережье Аральского моря. Здесь сложились первые рабовладельческие государства: Бактрия, зани­мавшая в основном центральную, восточную и южную часть современной Таджикской республики, Согд, или Согдиана, находив­шаяся в бассейне Зеравшана. В нижнем течении Аму-Дарьи, за­нимая северную часть современной Узбекской республики и юго-запад Казахстана, был расположен древний Хорезм.

    Рядом с земледельческими оазисами простирались бескрай­ние степи, где кочевали скотоводческие племена-. Стада в боль­шинстве своем уже находились в собственности отдельных семей. Существовало патриархальное рабство. В процессе фор­мирования классового общества у кочевников в VII—VI веках до н. э. сложилось несколько крупных племенных объединений.

   Средняя Азия находилась в центре важнейших караванных дорог. Здесь пролегала «шелковая дорога», соединявшая районы Восточной и Центральной Азии с государствами Верхнего Евфрата. Другой оживленный торговой путь шел в Согд, Хорезм и другие рабовладельческие центры Средней Азии.важнейших караванных дорог

   Развитие экономических связей вело к взаимопроникновению и взаимообогащению культур, созданных народами. В Средней Азии стало широко развиваться шелководство. Из Средней Азии в свою очередь к соседним народам пришли хлопководство и ряд других земледельческих культур.

   На протяжении нескольких веков население Средней Азии вело героическую борьбу против нашествий персидской рабовла­дельческой знати, а затем греко-римских захватчиков. Главными центрами сопротивления были Согд, Бактрия и Хорезм.

   В процессе развития рабовладельческих отношений и в ходе борьбы с иноземными вторжениями происходили многочислен­ные изменения на политической карте Средней Азии и Казах­стана. Складывались большие государственные образования, временами достигавшие значительного могущества и затем рас­падавшиеся (Греко-Бактрийское царство, Парфия, государство Тохаров, Эфталитское царство и т. д.). Около III века до н. э. распались племенные объединения кочевников, которых антич­ные источники собирательно называли скифами и массагетами. И а смену им пришли новые политические образования: упоминав­шиеся восточными авторами союзы племен кангюй, усуней и др.

   В начале I века до н. э. возникло Кушанское царство — боль­шое государство, политически объединившее почти всю Среднюю Азию В его состав вошли также земли, лежащие часть Афганистана и Индии.

   В рабовладельческую эпоху народами Средней Азии и Ка­захстана была создана яркая и самобытная культура. Значи­тельный интерес представляют находки археологов при раскопках хорезминских городов.

   Хорезмийская живопись поражает совершенством художест­венной композиции, богатством цветов и оттенков, разнообра­зием орнаментальных мотивов. С большим искусством сделаны расписные скульптуры. Ценными памятниками искусства осед­лых и кочевых народов Средней Азии являются также украше­ния из золота и бронзы, ткани и вышивки, гончарная посуда и др.Хорезмийская живопись

   Яркой страницей вошла в культуру племен Средней Азии и Казахстана их древняя литература— героический эпос, и мифология. Эпические сказания воспевали преданность род­ному народу, будили его, ненависть к поработителям. Мно­гие из древних преданий, созданных населением Средней Азии, вошли затем в знаменитое произведение Фирдоуси «Шахнаме».

   Выдающаяся материальная и духовная культура, созданная в рабовладельческую эпоху народами Средней Азии и Казахста­на, — наглядное опровержение распространенного в буржуаз­ной науке «европоцентризма». Сторонники этой «теории» счи­тают, что в древности вся мировая цивилизация якобы склады­валась и распространялась лишь из районов, прилегающих к Средиземному морю. «Европоцентризм» третирует и совершенно исключает из мировой культуры как якобы «неполноценную» и «несамостоятельную» культуру народов Востока.