Поема Искендернамэ

«Искендер-Намэ»

   «Искендер-Намэ» — последнее произведение Низами. Он писал эту грандиозную эпопею в последние годы своей жизни, на склоне лет. Слава о его могучей лире распространилась по всему восточному миру, но жизнь его стала еще более печальной, чем раньше. Он жалуется на свое одиночество, на «ветер, задувающий светочи», на крутость горного склона, на который ему приходится подниматься. Сокрушенно он говорит о том, что имея способность сеять, он не вкусил плодов своего труда. Он чувствует себя «пленником» в Гяндже. С поникшей головой он продолжает свой жизненный путь, смотря, как он сам сажает зерне, а другие «только срывают гроздья».

   Росли годы, но душа Низами оставалась попрежнему молодой и пламенные мечты о человеческом счастьи никогда не оставляли его.

   Неизмеримы страдания поэта, не сумевшего найти правду в условиях феодального мира. Жизнь Низами — была жизнью великого труженика, обладателя величайших поэтических сокровищ. Только желание видеть свой родной народ счастливым, свободным давало ему силы и он продолжал творить свои генальные романы, в которых «много блеска но мало обмана».

   Смело разрешал Низами стоящие перед ним социальные проблемы. Он выступал в защиту правды и справедливости, требовал, чтобы государи следовали законам, заботились о народе и стране, отказались от жестокостей и насилий. Очень ярко выразил Низами свои социальные идеалы в характеристике своего последнею героя—Искендера, образ которого он ставил в пример правителям своего времени.

   Обращаясь в образу Искендера, Низами стремился воплотить в нем те черты, которые он хотел видеть в современных ему государях, научить их любви к народу, справедливости, науке, искусству, разуму. Но и в этой книге Низами, как и во всех других своих произведениях ставил перед собою основной вопрос своей жизни и творчества в чем счастье человека? Возможноли царство счастья на земле?

   Самой высшей власти достиг герой Низами Александр Македонский. Он сеял всюду добро и справедливость, он освобождал народы от неволи и гнета, он завоевал мировую славу, обеспечил расцвет греческой науки, дошел до конца земного шара, где закатывалось солнце, даже пытался найти живую воду, достичь физического бессмертия, но это оказалось невозможным. Но ведь он добился духовного бессмертия, оставил память в веках и имя его никогда не забудется на земле. Так почему же и он ушел из мира без счастья, без улыбки и умер, не дойдя даже до родины своей?

   Десятки лет мучился Низами от неразрешимости этой великой общечеловеческой проблемы. Он написал сто тысяч стихотворных строк, лампада его не угасала над рукописью до утренней зари. Порою ему казалось, что он уйдет из мира, не найдя решения задачи. Но жизненный опыт, философия античного, мусульманского и христианского миров, а главною—философия самой жизни помогла ему ответить на вековой вопрос, найдя свое, собственное решение не достаточно одному человеку быть счастливым и свободным. Только тогда человек станет в подлинном смысле слова свободным и счастливым, когда весь народ, все общество, все человечество станет таким. И в последних главах своей гениальной эпопеи об Александре Македонском. Назами нарисовал общие контуры той счастливой жизни, к которой должно стремиться человечество.

   Утопическая картина будущего мира, нарисованная Низами, безусловно представляет собой одно из высших духовных достижений XII века. В ней Низами воплотил свои думы о счастьи, равенстве и свободе людей, о мире и благоденствии, которых был лишен и не мог достичь не только XII век, но и вся история феодального общества. Низами разумом и гением своим на несколько веков опередил «Утопию» Томаса Мора.