Памятник Великому императору в Санкт-Петербурге

Памятник Петру I

Сенатская площадь Санкт-Петербурга находится недалеко от знаменитого Александровского сада. В самом сердце площади возвышается знаменитый памятник Петру Великому.

Императрица Екатерина II с большим уважением относилась к деяниям великого человека. Ею было принято решение об увековечивании его памяти. Кто знаком с историей, знают, что она вела переписку с известными философами Франции. В вопросе выбора скульптора, для создания монумента, она обратилась к Дидро. Он посоветовал императрице Этьена Мориса Фальконе. Он и стал автором проекта.

Открытие монумента

Торжества по поводу открытия монумента состоялись в 1782 году. На церемонии присутствовала царствующая семья, придворные и многочисленные гости. Били барабаны, играла музыка, состоялся военный парад и оружейный салют.

В честь праздника монетный двор отчеканил золотые и серебряные медали для избранных гостей.

После снятия деревянных щитов, закрывающих изваяние для большей интриги, перед публикой предстал во всем величии бронзовый Пётр I. Император восседал на лихом скакуне, взлетевшем на скалу. Его мощный конь своими копытами попирает змея, вечного искусителя.

Права рука царя величаво устремлена в будущее. Каким он его представлял и видел? Он ратовал за развитие великой державы. Его рука призывает потомков не останавливаться, идти вперёд и укреплять могущество России, развивать науку и способствовать всеобщему просвещению.

Лицо императора

Когда перед толпой предстал Пётр, все замерли от восторга. Скульптура полностью соответствовала оригиналу. Но мало кто знал, какими усилиями было это достигнуто. Сам мастер не смог этого добиться. Проблему решила его помощница и ученица Мари Колло. Ей удалось, в течении суток, слепить лицо императора.

Прототипами лошади на которой восседает Пётр I, стали два скакуна из конюшен графа Орлова. Экстерьер и темперамент Каприза и Бриллианта полностью соответствовали любимой лошади царя.

Гранитная скала

Во многих источниках говорится, что скульптор долго не мог найти подходящую основу для памятника. Искали всем миром. Нашли гранитную скалу недалеко от деревни Конная, в лесу. Местные её прозвали «Гром-камень», потому что из-за удара молнии от неё отошла одна часть. Встал вопрос, как доставить скалу массой две тысячи тонн в город.

Был объявлен тендер. Автору идеи предполагалось денежное вознаграждение. Но таковых не нашлось. Тогда Екатерина поручила это графу Ласкари греку по национальности. Завистники начали плести провокационные разговоры вокруг фигуры графа. Но метод, который предложил Ласкари, возымел успех.

Для транспортировки камня была изготовлена огромная сосновая платформа. Она была установлена на металлические рельсы. Идентичные рельсы были положены на пути к пристани. Наступившие морозы, позволили легко докатить скалу до берега и взгромоздить её на баржу. Два корабля тянули баржу с грузом до северной столицы полтора года. Европейские газеты того времени с нескрываемым восторгом отмечали, что такую операцию смогли провести только за счет новых достижений в технике.

Небольшой факт

Во время создания монумента происходило много разных неурядиц. Во время формирования статуи, произошло непредвиденное обстоятельство. В форме для заливки появилась трещина. Когда из печи полился расплавленный металл, он мог дать протечку из трещины и вылиться на людей. Благодаря литейщику Хайлову, который не испугался и продолжил работу, отливку довели до конца.

Заключение

На прекрасном монументе нет имен его авторов и исполнителей. Известному скульптору часто доставалось от критиканов. Фальконе, как автора, даже не пригласили на открытие его шедевра. Ему всего лишь отправили в Париж утешительный приз.

Прошло более двух столетий. Никто не помнит имён оппонентов мастера, а его творение и сегодня является визитной карточкой культурной столицы России.