История развития западного славянства

История развития западного славянства

   Научные запросы, предъявляемые к истории западных славян, не ограничиваются только теми, которые порождаются их современным положением и ролью в семье европейских народов. Прошлое этих народов само по себе, независимо от настоящего, возбуждает пытливость историка и дает обильную пищу его мысли, ищущей закономерности в общественных явлениях. В этом отношении особенно выдается прошлое польского народа. Поляки создали такое оригинальное государство, подобного которому не было в истории. Своеобразие его устройства привлекало к нему еще в XVIII столетии внимание политиков-теоретиков и философов, из которых некоторые, как Мабли и Руссо, посвятили целые трактаты обсуждению его достоинств и недостатков. История славянства   Тем более интереса для науки представляет это своеобразное государство в настоящее время, когда оно уже отошло в область прошлого и так или иначе прошло через окончательный фазис своего развития, проявилось в его конечных результатах. Чрезвычайно важно выяснить, каким образом могло сложиться столь оригинальное государство, в котором одна часть населения имела самые широкие права и не имела почти никаких обязанностей перед государством, которое носило имя монархии, но на самом деле было дворянскою республикою демократической по конституций, олигархической и охлократической на практике, государство, которое по царившему в нем безнарядью, возведенному в принцип, было своего рода осуществлением идеала анархии, отрицанием государства. Выяснение генезиса подобного государства может дать немало поучительных наблюдений и выводов социологического характера, ценных для будущей науки об обществе. Впрочем, в этом отношении ценные наблюдения и выводы может дать не только изучение истории Польши, но и Чехии и всего вообще западного славянства. История западного славянства   Эта история представляет, так или иначе, продолжительную и сложную эволюцию, которая своим началом восходит к временам общей совместной жизни славянства, сплетается в Средние века с общественною эволюцией романо-германского мира и приходит вместе с нею к аналогичным и сходным результатам. Раскрытие этой сложной эволюции и историческое объяснение ее конечных результатов должно обобщить те самые выводы, которые получаются обыкновенно при изучении общественной эволюции германо-романского Запада. Поэтому и наука так называемой всеобщей истории не может игнорировать западных славян без ущерба для глубины и основательности своих обобщений. На Западе уже давно сознали это, и немало труда положено уже тамошними как славянскими, так и немецкими учеными на раскрытие исторической эволюции западного славянства. В последнее время, когда внимание ученых поглощено преимущественно экономическою и социальною жизнью народов, можно констатировать особенное оживление интереса к ранней истории западных славян. Плодом этого являются, например, такие колоссальные труды, как «Социальная история Богемии» известного историка культуры Липперта. В этих трудах подвергаются тщательному изучению ранний экономический быт западного славянства, общинный сельский строй, возникновение и развитие городских общин, взаимные отношения общественных классов и делаются высокопоучительные выводы, разъясняющие такие крупные исторические явления, как процесс феодализации, развитие сословного средневекового государства, и т.д. И у нас в России представители науки всеобщей истории начинают интересоваться историей западных славян и посвящать ее изучению свое время и силы. Укажу, например, на проф. Н.И. Кареева, давшего целый ряд ценных этюдов по истории Польши, на проф. всеобщей истории Ясинского, работавшего в направлении параллельном с проф. Липпертом, на проф. Бречкевича и на проф. Д.Н. Егорова, разрабатывавших историю прибалтийского славянства, и т.д.