Императорство Хулагуидов

государство хулагуидов реферат

    Правящий в централь­ном улусе Мункэ хан с целью захвата новых земель послал своего брата Хулагу хана в Переднюю Азию с большой армией. Вследствие этого похода в 1256—1258 годах Хулагу хан захватил Иран и Азербайджан. В 1258 году он оккупировал Багдад и положил конец существованию Аббасидского халифата. В результате завоевания стран,  расположенных между рекой Амударья и Средиземным морем, Дербендом и Персидским заливом, был создан пятый монгольский улус-государство Хулагуидов (1256-1357).

   Хулагу хан смог создать за короткое время централизованное государство. При правлении Хулагу хана и частично Абага хана бла­годаря экономической прочности государства Эльханов кочевые фео­далы не пытались выступить против центральной власти. При Ахмеде Текударе (1282—1284 гг.) меежду принцами началась борьба за власть.

   В феодальных междоусобных войнах главную роль играли эмиры и военные феодалы возглавлявшие военные силы государства.

   Общественно-политический строй. Экономика. Императорство Хулагуидов было военно-феодальной монархией. Во главе госу­дарства стоял правитель, носивший титул эльхан. Военными силами руководил  главный эмир. Управление государством было организовано по системе дивана. Центральную систему дивана возглавляли визирь и его наиб. Ведающего системой финансов на­зывали  мустовфи. За управлением религиозными делами ответст­венным был главный кадий страны.

   Территория государства Хулагуидов была разделена на области (вилаеты), которые состояли из туменов. Защита интересов цен­трального правительства, выполнение их указаний, подавление на­родного движения входили в обязанности областных правителей.

   В 30—50-х годах XIII века введенная монголами налоговая поли­тика нанесла тяжелый удар по экономике страны. С целью созда­ния порядка в налоговой системе в 1254 году монголы провели пере­пись населения.

   Ослабление центральной власти, возрастание феодальных меж­доусобных войн к концу правления Абага хана отрицательно ска­зались на развитии хозяйства и экономики. Воспользовавшись по­ложением, кочевые феодалы путем повышения налогов, взимания добавочных налогов начали грабить население. В результате прои­зошло отставание в хозяйстве, появился застой в городской жизни, возросли предательство, взяточничество в государственном аппарате.

   По приказу Кейхату хана для улучшения финансового состоя­ния государства в 1294 году в Тебризе были выпущены бумажные  деньги «чао». Однако население не приняло эти деньги. Часть на­селения Тебриза покинула город, остановилась торговля, прек­ратилось движение караванов. Поэтому пришлось отменить бумаж­ные деньги.

   Реформы Газан хана и укрепление централизованного госу­дарства.  Меры, предпринятые Газан ханом (1295—1304 гг.), который  проводил политику укрепления связи с местными феода­лами и оседлым населением, спасли государство от существующего положения. Газан хан провел ряд реформ в земельной, налоговой, денежной, судебной системах и связи.  Служащим в армии были выделены земельные наделы игта. Налоговая реформа носила прогрессивный характер, так как была направлена на преодоление произвола монгольских феодалов и перестройку финансово-налого­вой системы государства.

   Газан хан провел и денежную реформу. Ликвидировались день­ги, используемые в отдельных областях государства; была создана единая денежная система. Определены и стабильные для всей страны единицы веса и меры. Для упорядочения в стране системы связи были созданы ямы — центры связи.

   Реформы Газан хана отражали интересы господствующего сословия, особенно оседлых мусульманских феодалов. Однако эти реформы создали условия для относительного улучшения положения населения, возрождения экономики в стране.

   Религиозная политика государства Хулагуидов. Превращение ислама в государственную религию. Монголы состояли в основном из язычников и с самого начала принимали практические ме ры для распространения и укрепления язычества в Азербайджане и других областях. В результате политики Хулагу хана и последующих эльханов в стране было создано много языческих памятников, значитель­но выросло количество язычников. Первые эльханы отрицательно относились к исламу, это было связано с влиянием христианства, иудаизма, буддизма, а также глав христианских государств Европы.

   Религиозная политика первых эльханов привела к нарастанию противоречий между местным населением и пришельцами, создала напряженность внутреннего и внешнего положения государства. Газан хан сделал серьезный шаг именно с этой точки зрения, спус­тя некоторое время после прихода к власти, он принял исламскую религию и имя Махмуд, чтобы опереться на помощь мусульман­ской аристократии и мусульманского духовенства, а также мусуль­манской части кочевых монгольских вельмож. Это событие прос­лавило его как «Реформатора исламской религии шестого века хиджры». Религиозная реформа Газан хана пошатнула пози­ции язычества, христианства, а также других религий.

   Тенденция возрождения, вызванная реформами, экономическое и политическое развитие страны длились недолго. В 1318 году после убийства визиря  Рашидаддина военные вельможи снова стали придерживаться прежней политической линии. В отличие от Золо­той Орды, пятый улус в 1357 году прекратил своё существование.