Экономическая жизнь Азербайджана в XIII-XIV веках

Экономическая жизнь Азербайджана в XIII-XIV век

   Земельная и налоговая политика монголов. Экономическая политика кочевников-монголов, привыкших получать основную прибыль от скотоводства, привела к сокращению посевных площадей, уменьшению урожайности в сельском хозяйстве, ухудшению жизненного уровня крестьян. На курултае, созванном на Мугани, земли Южного Кавказа были поделены между 110 монгольскими нойонами. Высылка лучших мастеров в Каракорум, превращение их в рабов и призыв на военную службу привели к упадку ремесел.
   В середине XIII века образование государства Хулагидов способствовало сравнительному оживлению хозяйственной жизни страны. При Хулагу хане и Абага хане начала формироваться земельная и налоговая политика Ильханов и определилась система центрального управления в этой сфере. Основу экономической политики Ильханов составляло стремление всеми способами отнять земельные участки местных феодалов, присвоить себе всю прибыль. Захваченные земли были превращены в инджу (земли правителя и членов династии) и диван (государственные земли). Монголы сохранили старые налоги, но ввели и новые подати: гопчур, тамга, калан. Число налогов и повинностей перевалило за 40. Раййяты также выполняли принудительные повинности и бесплатные работы. В последней четверти XIII века Кейхату хан для пополнения казны ввел бумажные деньги — «чао», но эта реформа себя не оправдала.

   Реформы Газан хана
Газан хан вместе со своим главным визирем, выдающимся ученым Фазлуллахом Рашидеддином, осуществили религиозную, земельную, налоговую, судебную, почтовую, денежную и торговую реформы. Газан хан принял ислам, и тем самым получил поддержку местного населения. Реформы его были направлены на упорядочение финансово-налоговой системы страны. Он старался обеспечить государственную казну источниками стабильных доходов. Для этого следовало положить конец своеволию монгольской знати, не только наделить землей монгольских воинов, но и обеспечить их существование.

   Проводя земельную реформу, Газан хан раздал монгольским бойцам наделы-икта за счет инджу, дивана и байрат (бесхозные, неиспользуемые земли). Деревни и оросительные каналы, находящиеся на землях икта, передавались в ведение иктадара. Эти земли нельзя было продавать или дарить. В случае смерти иктадара земля могла перейти к сыну, если тот будет служить в армии вместо отца. Если у иктадара не было детей, то земля отнималась и передавалась другому военнослужащему. Иктадара, продавшего свою землю, ждала смертная казнь. По фирману (указу) Газан хана 1303 года крестьяне, живущие на землях икта, не имели права покидать свое хозяйство и переселяться в другие места. Бесхозные и необрабатываемые земли (байрат) раздавались новым владельцам, и их права на землю официально подтверждались государственным документом.
   Налоговая реформа Газан хана упорядочила формы и величину, способы и время взимания налогов. Был запрещен сбор незаконных налогов, над откупщиками установлен контроль. Сбор налогов был поручен государственному дивану. Местные власти лишились возможности вмешиваться в фискальные дела, поэтому налоговая реформа проходила в яростной борьбе.
Основной целью судебной реформы было положить конец беззаконию в стране. Главное внимание уделялось тому, чтобы на должность казия (казн) назначались достойные служители религии, чтобы был порядок в операциях купли-продажи собственности. Установили 30-летний срок давности предъявления претензий по судебным делам. Уточнили правомочность судебных органов. Каждый казий, вступая в должность, давал клятву честно вести дела. Однако судебная реформа Газан хана не была полностью реализована.
   Почтовая реформа позволила создать в стране единую систему и службу связи. На главных дорогах через каждые три фарсаха (примерно 20 км) устроили почтовую остановку — ямы. В каждой был начальник из монгольских эмиров. В его распоряжении находились чиновники и транспортные средства. Было строжайше запрещено брать плату за почтовые услуги. На дорогах построили каравансараи. В течение двух лет почтовая реформа стала действовать.
Для развития торговли Газан хан ввел единую денежную систему, упорядочил систему мер и весов, обеспечил охрану караванов и торговых центров, провел мероприятия по упорядочению сбора пошлин на дорогах и базарах.

   В результате реформ Газан хана:
улучшилось положение населения;
оживилась экономика;
уменьшились злоупотребления со стороны государственных чиновников;
упадочные процессы в стране затормозились и центральная власть, хотя и временно, укрепилась.
   В 30-е годы XIV века экономическое положение в стране вновь стало ухудшаться. В первую очередь это было связано с экономической политикой чобанидских эмиров, направленной на уничтожение оседлого хозяйства. Чобанид эмир Ашраф безжалостно грабил население и хранил накопленные ценности в 17 хранилищах.
   После падения династии Хулагидов реформы Увейса Джелаирида несколько оживили экономику, но один за другим набеги Тимура и Тохтамыша в последнем десятилетии XIV века отрицательно сказались на всех отраслях хозяйства Азербайджана.

   Городская жизнь и торговля в Азербайджане
   Накануне монгольских набегов в Азербайджане было более 60 городов. Гянджа, Тебриз, Нахчыван, Дербенд и Ардебиль являлись крупными городами и играли важную роль в жизни страны. В результате монгольских набегов многие города были разрушены, в большинстве из них начался процесс аграризации.
   Оживление экономики при Хулагидах положительно сказалось и на городах. Особенно быстро развивались Тебриз, Марата и Султанийе, в разное время бывшие столицами государства.
   Среди городского населения превалировали ремесленники и торговцы. Отдельные виды ремесла группировались в ряды — расты. Шамаха была известна своим шелком, Бейляган — сладостями, а Кагызконан вблизи Зенджана славился производством бумаги. Часть горожан группировалась в религиозные общественно-политические организации — ахи.
Государство Хулагидов поддерживало торговые отношения со странами Азии, Европы и Африки. Среди них Индия, Китай, Венеция, Россия, Египет и др.