Азербайджан в составе арабского халифата

Азербайджан в составе арабского халифата

   Борьба Джаваншира за сохранение независимости Албании

   В 633 году арабские войска вторглись на территорию государства Сасанидов. Правитель Албании Вараз Григор послал на помощь Сасанидам дружину во главе со своим сыном Джаванширом. В 636 году в бою у Кадисии Джаваншир проявил героизм, за что был награжден шахом Иездигердом III золотым поясом с жемчугами и мечом с золотой рукояткой. Когда в 638 году арабы окружили столицу Сасанидов город Ктесифон, Джаваншир во главе трехтысячного отряда участвовал в обороне города. Но арабы захватили столицу.

   После 7 лет войны, видя бесполезность борьбы с арабами, Джаваншир вернулся в Албанию. Здесь он мечом усмирил иранских феодалов, совершавших набеги на Албанию с целью грабежа. В поисках союзника в борьбе с арабами Джаваншир обратился к Византии. В 654 и 660 годах Джаваншир встречался с императором Константином II, который признал Джаваншира правителем Албании в границах от Иберии до реки Араз и «Гуннских ворот» (Дербенд).

   В 60-е годы VII века хазары напали на Албанию. В 662 году на берегах Куры Джаваншир победил их и выдворил из страны. В 665 году хазары вновь напали на Албанию и на этот раз победили. Чтобы избавить страну от разорения, Джаваншир встретился с хазарским каганом И заключил С ним мир, ПО Албанский полководец Джаваншир которому Албания должна была ежегодно платить дань, а хазары обязались вернуть всех пленных и угнанные стада.

   В 661 году к власти в Арабском халифате пришли Омейяды. Джаваншир должен был учесть изменение ситуации. Ослабление Византии, сложности борьбы с хазарами и иранскими феодалами вынудили Джавашира в конце 60-х годов VII века дважды встретиться с халифом Муавией I в Дамаске и заключить с ним мир, по условиям которого:

  • халиф не затрагивал внутренней самостоятельности Албании;
  • налог с населения Албании уменьшался на одну треть.

   Причиной уступок со стороны халифа были богатые природные ресурсы Албании, ее выгодное стратегическое и географическое положение, а также личный авторитет Джаваншира. Халиф одарил его богатыми дарами и передал в управление Сюникское княжество. Сравнительное спокойствие внутри страны стимулировало развитие хозяйства и строительные работы.

   При первых набегах арабов южная часть Азербайджана была полностью захвачена и управлялась арабским наместником. Но на севере Азербайджана — в Албании Джаванширу удалось сохранить внутреннюю самостоятельность страны. Однако сторонники сближения с Византией были недовольны его политикой и в 681 году, организовав покушение, убили Джаваншира. Поэт Давдаг в касыде, посвященной Джаванширу, назвал этот акт общенародным горем. К власти в Албании пришел Вараз Трдат. Под предлогом мести за убийство Джаваншира в Албанию ворвались хазары, затем арабы. Заключив мир с Вараз Трдатом, хазары отступили. А арабы захватили Барду и в 705 году казнили последнего наследника Джаваншира в городе Шам. В результате в 705 году династии Мехранидов и внутренней независимости Албании был положен конец. Страной стал управлять арабский наместник — эмир.

   Включение Азербайджана в состав Арабского халифата

   В 642 году в битвах при Хамадане и Нахавенде Сасаниды в очередной раз потерпели поражение, а управляющий южно­азербайджанскими землями Исфендияр в битве близ Ардебиля был побежден и пленен. Исфендияр был вынужден заключить мир с арабами. По условиям мира:

  1. Население Азербайджана должно было платить арабам подушный налог — джизья.
  2. Женщины, дети и неимущие слои не платили джизья.
  3. Арабы обязались не преследовать религию, традиции и быт местного населения.
  4. Не желавшие подчиняться арабам были вольны покинуть страну.
  5. Добровольно вступившие в арабскую армию, освобождались от налогов.

   Захватив Мугань, арабское войско по берегу Каспия двинулось в сторону Дербенда. Правитель Ширвана Шахрияр заключил мир с арабами. К северу от Дербенда, в местечке Баланджар, в 40-х годах VII века хазары разбили арабов, а их полководец Абдуррахман’был убит. Немного спустя в Азербайджан была послана еще одна арабская армия под руководством Салмана. Он захватил Нахчыван, Шеки, Герус, а Бейляган и Барда обязались платить дань и подписали мир. Разорив Кабалу, Шамкир, Ширван, Шабрань арабы вошли в Дербенд. В 653 году близ Баланджара арабы вновь в бою уступили хазарам, а полководец Салман был убит.

   После ликвидации династии Мехранидов в Албании и падения самого государства Албания началась арабо-хазарская война за Азербайджан, которая с перерывами длилась 100 лет.

   Распространение ислама в Азербайджане

   По указанию Пророка Мухаммеда и четырех халифов (Абу Бекр, Омар, Осман, Али) арабы разными методами склоняли население к принятию ислама (добродушие, уступки, заключение мира и др.). Налоговая политика первых лет тоже давала свои плоды. По сравнению с Сасанидами арабы брали меньше налогов. С другой стороны, единая религия и единое государство создавали благоприятную, сравнительно безопасную обстановку для населения. Ислам был более гуманистической и справедливой религией, вселяющей надежду, и это привлекало людей.

   Исламская религия легко привилась и на севере, и на юге Азербайджана. Только в предгорных и горных районах, где расселились христиане, исламу оказали сопротивление. Впрочем, арабы учитывали, что и христиане исповедовали единобожие, что у них есть священная книга, посланная свыше, а потому не преследовали христиан. Христианам было позволено жить на территориях, подвластных арабам, но они должны были платить подушный налог (джизья). Первыми ислам приняли бедняки и идолопоклонники. Принятие более прогрессивной и гуманистической религии способствовало культурному развитию народа.

   Система административного управления в Арабском халифате

   Арабы для управления государством использовали систему эмиратов схожую, с марзбанством Сасанидов. Вначале эмиров было пять, затем, при Аббасидах, — 14. Азербайджанские земли сначала входили в четвертый, затем — в третий эмират. Эмираты делились на магалы, каждый магал — на 12 участков, в каждый из которых входили 12 деревень. Во главе эмирата стоял эмир, обладавший всей полнотой военной и гражданской власти. Амил занимался гражданскими делами и присматривал за сбором налогов. Под началом кади было судебное ведомство, он также занимался делами вакуфа. Система почтовой связи у арабов называлась “беридь”. В этой службе использовались обученные голуби. Сначала в аппарате чиновников работала местная знать, принявшая ислам. Но позже арабы отстранили местную знать от административного аппарата. Арабы уточнили и границы Азербайджана: северной границей был определен Дербенд, южной — город Хамадан. Главной опорой халифата в Азербайджане являлись армия и чиновничий аппарат. Чтобы держать в подчинении обширную территорию, арабы собрали громадное войско. Армия состояла из арабов, из мовля (добровольно принявших ислам местных жителей) и зиммии (христиан, добровольно служивших в армии арабов).

   В городах находились специальные гарнизоны, которые использовались для подавления восстаний, охраны общественного порядка, а на границе с Византией и с хазарами — для предотвращения набегов врагов.

   С целью создания себе более надежной опоры, арабы переселили в Азербайджан десятки тысяч арабских семей, чтобы арабизировать местное население. Переселенцев наделяли лучшими землями. Однако со временем эти арабы сами ассимилировались и смешались с местным населением.

   Налоговая политика арабов. Формы земельной собственности

   В отличие от Сасанидов арабы первоначально не вмешивались в процесс взимания подушных налогов. Их интересовал сбор налога в целом по стране. Существовали два основных вида налогов:

  • харадж — поземельный налог;
  • джизья — подушный налог с немусульман.

   С мусульманского населения собирали хумс (одна пятая часть дохода) и закят. Закят шел на поддержку духовенства и бедняков. Налогом обложили нефтяные месторождения и соленые озера.

   Церковь помогала держать христианское население в подчинении, и за это была освобождена от налогов, а халифат ей покровительствовал.

   Халиф Али (656-661 гг.), считавшийся опорой ислама, провел реформу налоговой системы. Основные усилия он направил не на сбор хараджа, а на рациональное использование земли.

   В период правления Омейядов (661-750 гг.) в 725 году была проведена перепись населения, скота и земель. В результате роста налогов не только крестьяне, но и средние и крупные феодалы разорились.

   При Аббасидах (750-1258 гг.) земельный налог взимался вне зависимости от того, обработана земля или нет. Один из представителей этой династии — халиф аль-Мансур за свою жадность получил прозвище «Отец денег». При халифе Гарун ар-Рашиде каждый человек мужского пола, достигший 15 лет, облагался налогом.

   Во времена Арабского халифата существовало 5 форм земельной собственности:

  • государственные земли (земли халифа). Эти земли были в прямой государственной зависимости;
  • земли икта. Это было условное землевладение, предоставляемое отдельным лицам за службу государству. Икта имела две формы: икта пожалованная (передавался в полное владение и переходил по наследству) и икта арендованная (давался воинам и по наследству не переходил);
  • мюльк — наследственные земли местных феодалов. Эти земли можно было дарить, продать или передать по наследству;
  • вакуф. Это земли духовных учреждений, мечетей и медресе. Вакуфные земли нельзя было продать или подарить;
  • общинные земли — обрабатываемые крестьянами. Основная тяжесть налогов и повинностей приходилась на эти земли.

   Первые выступления против халифата

   Грабительская налоговая политика халифата, произвол чиновников усиливали недовольство населения. Не только бедняки, но и лишенные должностей и привилегий, прав на землю феодалы были недовольны. В середине VIII века в самом центре халифата против Омейядов восстали сторонники религиозной секты хариджидов. Они требовали, чтобы халиф избирался всенародным голосованием.

   В Азербайджане выступления против халифата приобрели широкий размах в 748-752 годах. Движение возглавили местные феодалы, но участвовали в нем все слои населения. Восстание началось в 748 году в Бейлягане, но очень быстро перекинулось в Барду и Ардебиль. Восставшие взяли в плен эмира. Но халифат прислал нового эмира, который подавил восстание. Во второй половине VIII века вновь усилились антиарабские выступления. Только во времена халифа Гаруна ар-Рашида было более 15 восстаний. Центром восстаний были Бейляган и Барда. В это время особо отличились жители Дербенда, заключившие союз с хазарами для борьбы с арабами.

   Формирование азербайджанского народа

   Как и другие народы мира, азербайджанский народ формировался в соответствии с четырьмя главными условиями:

  • единство территории;
  • единство языка;
  • единство культуры;
  • наличие территориально-экономических связей.

   Естественно, для созревания этих условий нужны века. Азербайджанский народ с древнейших времен формировался на обширной территории. Границы этой территории доходили на юге реки Гызылузен, на севере до Кавказских гор, включая Дербенд. До XIX века древняя земля огузов — Иреван (нынешняя Армения) находилась в составе Азербайджана.

   С древнейших времен Азербайджан был местом проживания тюрков — истинных аборигенов этой земли. Это подтверждают как античные, так и арабские источники средних веков. Арабские источники отмечают, что еще при жизни Пророка Мухаммеда (570- 632 гг.) йеменское войско билось в Азербайджане с тюрками. Халиф Муавия (661-680 гг.) как-то спросил у своего советника по имени Убейд, что он знает об Азербайджане. На что советник ответил: «Это тюркская земля. Они там собрались, перемешались и сформировались как народ».

   Язык азербайджанского народа входит в огузскую группу алтайской ветви тюркской языковой семьи. На территории Азербайджана проживали и этносы, говорившие на других языках. Эти этносы связывал друг с другом ряд общих черт. Одной из них было единство идеологии — объединение вокруг одной религии. Другим объединяющим фактором стала необходимость концентрации сил для отпора общему врагу. Ислам сыграл неоценимую роль в объединении тюркского и нетюркского этносов и формировании единого народа, а также в объединении вокруг единых морально-культурных ценностей.

   В VII-VIII веках налицо были все условия, необходимые для формирования азербайджанского этноса как народа. В этот период азербайджанский народ и его родной язык — тюркский язык уже сложились.

   1300 лет назад на всех территориях расселения тюрок — от железных ворот Дербенда на юге до земель Анатолии на западе, до окрестностей Дийарбакира, от Каспийского моря до Черного через Абхазию и Трабзон — была известна жемчужина нашей культуры — эпос “Китаби Деде Горгуд” («Книга моего деда Горгуда»). Это сказание-дастан является величественным памятником, доказывающим распространение на обширной территории эпоса большого народа — азербайджанского народа, говорящего на едином тюркском языке.

   Язык дастана — чисто тюркский язык и тюрки-огузы говорили именно на нем. Интересно, что из 4530 слов дастана 4044, т.е. 90% являются тюркскими словами. А вот в «Диванах» видных представителей азербайджанской литературы ХVI-ХIХ веков — Шах Исмаила Хатаи, Мухаммеда Физули и Сейид Азима Ширвани более половины слов арабского и фарсидского происхождения. В период распространения дастана «Деде Горгуд» (VII-VIII века) язык азербайджанского населения отличался особой чистотой.