Азербайджан в III-VII веках

Азербайджан в III-VII веках

   Возникновение феодальных отношений в Азербайджане

   В III-V веках в Азербайджане стали зарождаться феодальные отношения. В процессе их развития часть земель перешла в собственность высших слоев общества. В отличие от Западной Европы формирующиеся новые взаимосвязи в Азербайджане имели ряд особенностей. Основные отличия были следующие:

  1. У феодалов в Азербайджане не было собственного хозяйства, так как это было нерентабельно в условиях искусственного орошения земли.
  2. Крестьяне находились в зависимости от феодалов, но не были закрепощены.
  3. Зарождение в Европе феодальных отношений произошло поздно (V век), однако их распад начался достаточно рано (середина XVII века), а в Азербайджан феодализм пришел рано (III век), а разложение его происходило поздно (XIX век).

   В Азербайджане существовали две формы феодального землевладения:

  • дастакерт — наследственное землевладение. Собственник — крупный феодал — “патрик”. Зороастрийские жрецы также были крупными феодалами;
  • хостак — условное землевладение. Обычно такая земля принадлежала средним и мелким феодалам — азадам (свободный). Ранее этот термин обозначал свободного общинника, а затем — земельного собственника.

   Крестьяне облагались налогами и повинностями. В государстве Сасанидов основными и самыми тяжелыми налогами были хараг (харадж) — налог на землю и гезит — подушный налог. Харадж составлял от 1/3 до 1/6 урожая. Гезит собирался 1 раз в год с христиан и ремесленников. Сасанидский шах Хосров I (531-579), пытаясь пресечь произвол чиновников при сборе налогов и обеспечить поступление собранного в казну, провел налоговую реформу. Все земли были вновь измерены, взяты на учет все оливковые деревья и финиковые пальмы. Дети, женщины и мужчины, достигнувшие 60 лет, были освобождены от подушного налога. Налоги взимались в три приема и высчитывались не по количеству собранного урожая, а по размеру земельного участка. В неурожайные, засушливые годы это превращалось в трагедию населения.

   Сасаниды и Азербайджан

   Начиная со II века до н.э. Албанией правили местные правители из рода Арана, а начиная с I века н.э. правители были из династии Аршакидов. Они правили с небольшими перерывами до 510 года. Ардашир Бабакан из рода Сасанидов в 226 году подчинил себе Парфию и основал государство Сасанидов (226-651). В 227 году Атропатена была включена в состав этого государства и стала одной из важнейших областей новой страны. Атропатена и при Сасанидах продолжала оставаться центром зороастризма.

   Албания попала в зависимость от Сасанидов в 262 году. Об этом свидетельствует надпись на стене храма в Накш-и Рустаме, сделанная в 262 г. по велению Шапура I (241-272). После смерти Шапура I (272 г.) Албания стала вести самостоятельную внешнюю политику. Долгое время ей удавалось сохранять свою внутреннюю самостоятельность.

   В 510 году Сасаниды положили конец династии Аршакидов, и в Албании начался период правления марзбанов. При Хосрове I Анушираване была проведена административная реформа, по которой Албания, Атропатена и Иберия были включены в северный кустак (марзбанство). Начиная с VII века правление марзбанов сменила династия Мехранидов. В раннем средневековье в Албании существовали следущие области: Чола, Шеки, Лпина, Камбисена, Ути, Арцах, Пайтакаран, Сюник. От Дербенда до горы Бешбармаг располагалась область Чола, здесь находился проход, называемый «железные ворота» или «Албанские ворота». Это был надежный заслон от набегов северных соседей. Между Чолой и Шеки располагалась Лпина с городом Габала, а в области Ути главным городом была Барда. Область Пайтакаран включала в себя Мильско- Муганскую зону, а Арцах в основном нагорную часть Карабаха. Населяли Арцах тюрки.

   Борьба Сасанидов с Римом за Южный Кавказ

   В III-V веках между Римом и Сасанидами шла упорная борьба за первенство в Передней Азии. Сасанид Шапур I в 260 году победил римского императора Валериана и взял его в плен. В это время правитель Албании Ваче I состоял в союзе с Римом. После смерти Шапура I Албания сблизилась с римским императором Аврелианом (270-275 гг.).

   Во времена правления Шапура II (309-379 гг.) Албания уже являлась надежным союзником Сасанидов. Правитель области Пайтакаран Санатюрк (290-338 гг.) ставил целью сохранить независимость Албании, решительно противостоял захватнической политике Рима и не допускал распространения христианства. В 337 году Санатюрк подчинил себе армян.

   Шапур II покровительствовал правителю Албании Урнайру. Ради сохранения целостности Албании в борьбе с Римом Урнайр был на стороне Сасанидов. В 359 году в Амидском сражении Сасаниды при участии Албании победили римлян. После этой битвы Арцах, страна мэров (современный Нахчыван), Каспиана и др. области были возвращены Албании. Шапур II ужесточил преследование христиан. Однако после Дзиравской битвы 371 года Албания потеряла Ути, Сакасену, Гирдиманскую долину и область Колт. Наконец, в 387 году Сасаниды и Рим заключили перемирие. По договору Албания вошла в сферу влияния Сасанидов и утерянные ею земли были возвращены, а Армения была поделена между Римом и Сасанидами.

   Борьба против сасанидского господства

   Тяжелая налоговая и переселенческая политика Сасанидов, насильственное навязывание зороастризма усиливало недовольство населения. Правящие круги использовали налоговую политику для собственного обогащения. А в переселенческой политике усматривались две цели:

  • создать себе этническую базу;
  • обеспечить землей безземельных иранских крестьян.

   В 450 году в битве у Халхала повстанцы, в основном христиане, победили Сасанидов. С Кавказских гор на помощь восставшим пришли лпины во главе с Бурком. Бурк погиб в битве, но повстанцы освободили от Сасанидов территорию вплоть до «Гуннского прохода» в Кавказских горах. Против них было направлено большое войско. В 451 году в битве на Аварайском поле около Маку при помощи гуннов, гелов, катешей Сасаниды разгромили мятежников.

   Албанский правитель Ваче II в 457 году после смерти своего дяди Иездигерда II отказался от зороастризма и принял христианство. Проводя независимую политику, он перестал подчиняться Сасанидам. Ваче II вместе с 11 местными кавказскими правителями отказался признать власть нового сасанидского шаха Фируза. Шах поднял на войну с Ваче II племена гуннов-хайландуров (оногуров). Гунны в 462 году вторглись в Албанию, и Ваче II в 463 году был вынужден отречься от власти. Таким образом, Сасаниды и гунны предотвратили христианизацию Албании.

   Албанский историк Моисей Каланкатуйский писал, что после Ваче II Албания 30 лет оставалась без правителя. И только в 493 году последний представитель династии Аршакидов Вачаган III Благочестивый стал полноправным правителем Албании (493-510 гг.). Вачаган III преследовал идолопоклонников и колдунов, стараясь привить христианство. В 498 году он созвал Агуенский собор. Здесь при участии 10 религиозных деятелей были приняты законы о христианской религии и определены размеры налогов.

   После смерти Вачагана III в 510 году Сасаниды ликвидировали местную власть в Албании. Начался длительный период правления сасанидских марзбанов (510-629 гг.).

   Движение маздакидов

   Еще в III веке в государстве Сасанидов проповедовалось учение Мани на пехлевийском и сирийском языках. Шах Шапур I запретил манихейство, так как оно было направлено против государственной власти. В 276 году Мани был казнен.

   Учение Мани оказало сильное влияние на движение маздакидов (481-529 гг.), направленное против феодальной эксплуатации и сасанидского гнета. Главной целью маздакидов было создание справедливого общества и установление имущественного равенства между людьми. Маздак учил, что достигнуть этого можно только путем борьбы. В отличие от Мани Маздак считал, что в борьбе зла с добром победит добро.

   Сасанидский шах Кубад I решил использовать движение маздакидов в своей борьбе с крупными феодалами за укрепление центральной власти. Он назначил Маздака главным жрецом (мобедом) и по его совету открыл хлебные амбары для народа. Однако позднее Кубад I и его сын Хосров I в 529 году разгромили движение маздакидов и казнили Маздака. Идеи Маздака оказали большое влияние на зародившееся в VIII веке движение хуррамитов.

   Гирдиманское (Агванское) княжество

   В начале VII века в Албании к власти пришла династия Мехранидов. Моисей Каланкатуйский пишет, что основатель этой династии Мехран являлся родственником сасанидского шаха Хосрова II и был замешан в убийстве отца шаха, вследствие чего бежал из Ирана сначала в Ути, затем поселился в области Гирдиман. Хосров II, опасаясь союза Мехрана с хазарами, простил его.

   Мехран хоть и был родственником Хосрова II, но считался выходцем из рода тюрков-сабиров, расселившихся в Гирдимане с 70- х годов VI века.

   Осевший в Гирдимане Мехран убил 12 человек из местной знати и стал владетелем этой области. Его наследники в конце VI — начале VII веков еще более укрепили здесь свою власть. При правлении Вардана (600-615 гг.) была построена крепость Гирдиман. При Вараз Григоре Мехраниды приняли христианство (диофизитская ветвь), чтобы сблизиться с Византией, но вернувшийся из сасанидского плена католикос Виро вернул Вараз Григора в монофизитское направление христианства.

   С приходом к власти Вараз Г ритора в Албании завершился период марзбанства. Сасаниды признали Мехранидов правителями всей Албании. Так начался период правления Мехранидов в Албании (629-705 гг.).

   Сын Вараз Григора Джаванщир (642-681 гг.) еще более усилил власть Мехранидов. Он перенес столицу в Барду. Однако его правление пришлось на сложный исторический период.

   Культура Азербайджана в III -VII веках

   В Атропатене использовалась пехлевийская система письма, которая бытовала в Сасанидском государстве. Отправленный в III веке из Албании в Рим документ и указ, записанный в V веке, дают сведения о письменности албанцев. В начале V века у албанцев была письменность, их алфавит состоял из 52 букв.

   В период правления Сасанидов были построены оборонительные сооружения около Дербенда для предотвращения набегов северных племен. В раннем средневековье в Албании на берегу Алазани была построена крепость Торпагкала, до наших дней дошли в Агдамской области — крепость Говуркала, в Исмаиллинской — крепость Джаваншир, в Агдаринской — Чарабкерт.

   В период правления Сасанидов на юге Азербайджана было распространено огнепок­лонство, а на севере — многобожие, а также среди албанских тюрков бытовала вера в Танры. Начиная с Шапура I сасанидские шахи пыта­лись силой навязать населению огнепоклон­ство. Еще в I веке в Албании появились христианские проповедники. В IV веке христианство стало официальной религией.