Бог в понимании Аристотеля

Бог в понимании Аристотеля

   Человека он рассматривал высшим существом материального мира; однако человеческий ум, полагал он, пассивный, воспринимающий, так как активный ум характерен для бога. Все вещи в природе, по его мнению, состоят из материи и формы.

   Но важно отметить, что материю он также считал вечной. Материя превращается в вещь, когда в нее входит форма или ее действительность. Человек тоже состоит из материи — тела и формы или души тела.

   Бог в понимании Аристотеля высшая форма и причина вечно происходящего движения в природе; он не имеет тела и потому лишен растительной и животной души. Таков объективный идеализм Аристотеля в вопросах биологии, в частности анатомии. Материализм его заключался в том, что он признавал первичность вещей, на базе которых формируются общие понятия; а восприятия считал он первичными по отношению к мышлению, т. е. последнее считалось результатом чувственных восприятий.

   В анатомических суждениях Аристотеля диалектический подход превалировал над метафизическим. Классики марксизма-ленинизма высоко ценили заслуги Аристотеля в области диалектики. «Что же касается диалектики, — писал Ф. Энгельс, — то до сих пор она была исследована более или менее точным образом лишь двумя мыслителями: Аристотелем и Гегелем». Энгельс подчеркивал, что Аристотель «уже исследовал существеннейшие формы диалектического мышления».

   В своем письме Фердинанду Лассалю от 21 декабря 1857 года относительно книги на тему «Философия Гераклита Темного из Эфеса» К. Маркс подчеркивал: «Благодарю за «Гераклита», я всегда питал особую любовь к этому философу, которому из древних предпочитаю только Аристотеля». Да, именно таким представлялся Аристотель классикам марксизма-ленинизма, когда речь шла о диалектике.