Аристотель о четырех началах

Аристотель о четырех началах

   В устройстве природы, в частности живых организмов, Аристотель нередко касался вопроса о четырех началах; мало того, в отношении других небесных тел он допускал наличие пятого элемента, который называл эфиром или первым элементом. Он относился отрицательно к понятию материального единства земли и других небесных тел. Об эфире, как утверждал Аристотель, знали и до него, полагали, что это слово означает огонь. В «Метеорологии» он написал: «…Анаксагор полагал, как мне кажется, что это слово означает то же, что и огонь, ибо он считал, что верхние области заполнены огнем и что древние называли эфиром (обретающуюся) там силу, а тут Анаксагор был прав».

   Аристотель же считал, что эфир — это особый элемент, отличающийся от других — наземных («подлунных») элементов. «Мы утверждаем, — отмечал он, — что вся верхняя область вплоть до луны представляет собою тело, отличное и от огня, нот воздуха…». Заслуживают особого внимания взгляды Аристотеля на основные четыре элемента — огонь, землю, воду и воздух. Он во многом не разделял мнение Эмпедокла, который полагал, что все живые организмы и их органы образовались из этих элементов. Известно, что Эмпедокл рассматривал их очень простыми, неделимыми и неизменяющимися элементами. Аристотель писал: «Эти элементы, по его мнени, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются из одного». Далее мы читаем: «Эмпедокл утверждает, что огонь, вода, воздух, земля — это четыре элемента,  притом более простые, чем плоть, кость и сходные с ними подобочастные». Сам же Аристотель полагал, что они могут изменяться и переходить из одного вида в другой. «Мы утверждаем, — подчеркивал он, — что огонь, воздух, вода и земля превращаются друг в друга… в каждом из них… имеющий некий единый и тождественный субстрат, до которого они в конце концов разлагаются». Критически относился он к взглядам и других мыслителей. Так, «Анаксагор считает элементами, — отмечал Аристотель, — подобочастные, как, например, кость, плоть, мозг и из прочих все те, у которых часть совпадает по названию с целым»или в другом месте: «Теория элементов Анаксагора прямо противоположна теории Эмпедокла. Последний утверждает, что огонь, земля и рядоположные им тела суть элементы тел и что все тела состоят из них; Анаксагор, наоборот, — что подобочастные вещества (т. е. мясо, кость и все подобное) — элементы, а воздух и огонь — смеси этих и всех остальных «семян», поскольку и тот и другой представляют собой скопление всех подобочастных (телец), невидимых (вследствие малости…». Итак, если Эмпедокл считал, что кости, мышцы и мозг состоят из указанных четырех элементов в разных их соотношениях, то Анаксагор, наоборот, полагал, что мельчайшие части костей, мышц и других таких органов являются наиболее простыми элементами и по строению похожи на эти органы, тогда как огонь, земля и другие являются составными, и слагаются из более простых элементов — «семян».

   Аристотель не соглашался ни с одним из указанных взглядов. Относительно Эмпедокла, например, им сказано: «Что такое кость; он не говорит тогда, что это один какой нибудь элемент, или два, или три, или все, а что она есть пропорция.их смешенья». По его мнению, любой орган нашего тела слагается не только из мельчайших частей материи, но и из души. «…Так как ни душа не может находиться, — писал Аристотель, — в другом существе, кроме того, в котором она находится, ни часть, лишенная души, не может существовать иначе как омонимно, как, например, существует глаз мертвого…», или он подчеркивал: «Ведь не существует без души ни лица, ни мяса, но когда они отмирают, то лишь как омонимы называют одно — лицом, другое мясом, так же как и сделанные из камня или из дерева». Аристотель считал, что «… ни огонь, ни воздух и ни один из названных нами (элементов) не прост, все они смешанные». Поэтому он их часто называет не простыми элементами, а простыми телами. Важное значение придавал он не элементам, а их свойствам — теплое, холодное, влажное и сухое; причем они образуют между собою парные сочетания. Ввиду того, что противоположныесвойства не могут соединяться между собою — «ведь одно и то же, — подчеркивал он, — не может быть теплым п холодным или сухим и влажным», — то образуются следующие четыре основных сочетания: теплое — сухое, горячее — влажное, холодное — влажное и холодное — сухое. Дальше он отмечал: «Разум подсказывает, что эти сочетания сообразны с телами, которые кажутся простыми, т. е. огнем, воздухом, водой и землей. Ведь огонь горяч и сух, воздух тепел и влажен… вода холодна и влажна, земля холодна и суха».

   Как видно Аристотель четырем элементам Эмпедокла и четырем темпераментам Гиппократа противопоставлял собственные взгляды о четырех свойствах. На этой почве он строил свое определение по вопросам возникновения (или развития), уничтожения (или гибели), роста, качественных изменений и др.