Анатомия по Аристотелю

Анатомия по Аристотелю

Аристотель приступил к анатомическим исследованиям в период своего акмэ, когда был уже признанным философом, имел большой жизненный опыт, обладал оригинальной логикой. Этим и определялось его отношение к пониманию вопросов анатомии. Его взгляды были сформулированы, в основном, под влиянием идей Платона, и поэтому в его учении объективный идеализм занимает значительное место. Анатомические факты, приводимые в трудах Аристотеля, независимо от того, были ли добыты они им самим или нет, подвергаются сугубо аристотелевскому обсуждению. Анатомия по АристотелВ трактовке этих вопросов великий философ все больше отходил от идеализма и «вплотную подходил к материализму». Живой организм и анатомические особенности его органов в учении Аристотеля рассматривались в плане телеологии. Поэтому для объяснения причин разнообразия жизни на первое место он ставил не саму материю, а ее форму, названную им энтелехией — осуществленностью. Он отмечал, что «материя есть возможность, форма жеэнтелехия» или в другом месте — «природа формы имеет большую силу, чем природа материи». По его мнению, любая часть организма построена целесообразно, по божественному велению природы. Несмотря на признание в качестве первой сущности материальной основы организма, он не мог освободиться от идеалистических взглядов; поэтому в его суждениях по анатомии нередко бросается в глаза тенденция к дуализму. Телеология Аристотеля носит более объективный характер, так как он не соглашался с мнением Платона о сознательном характере целесообразности природы, наоборот, он полагал, что это осуществляется природой стихийно. Платон считал, что основной движущей силой сознательной целенаправленности природы является мировая душа — вечно живая и способная переходить из одного тела в другое. Аристотель не признавал мировой характер души, отрицал ее вечность и признавал единство тела и души. «Критика Аристотелем «идей» Платона, — отмечает В. И. Ленин, — есть критика идеализма как идеализма вообще… Когда один идеалист критикует основу идеализма другого идеалиста, от.этого всегда выигрывает материализм… Идеализм Аристотеля… объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще равно материализму».